Москва-Чехия


(Страница не закончена, будут дополнения)

Самолетом

Ближайший аэропорт -- Praha Ruzine, там можно взять в аренду автомобиль. Или добраться общественным транспортом оттуда до Праги на автобусе, далее автобусом до города Louny, оттуда местной железной дорогой до деревни Solopysky.
Бывает, что билеты до Праги стоят необоснованно дорого. Тогда можно попытаться найти билеты до других аэропортов неподалеку:

  • Дрезден
  • Карловы Вары
  • Брно
  • Пардубице

Поездом

Личным автомобилем

Самый удобный транспорт в Чехии -- личный автомобиль. Если вы в Праге, то там лучше пользоваться трамваем или метро, в остальных случаях плотная сеть дорог и малая их загрузка  сделают перемещения по стране удовольствием, не сравнивайте с поездкой на подмосковную дачу -- ничего общего.
Автомобиль можно арендовать (ссылки), а можно приехать на нем. Многие считают такое путешествие подвигом, но на практике ничего сложного в этом нет, если у вас исправный автомобиль и все спокойно переносят длительные переезды. Дорога, если не геройствовать, занимает два дня. 
Маршрут до Чехии кратко можно описать так: из Москвы выехать по Минскому шоссе (М1, Е30) и не сворачивать с Е30 до Берлина, после чего свернуть на Е55 в сторону Праги. По пути будет два препятствия: таможня в Бресте и Варшава, через которую трасса проходит насквозь. Дальше повернуть на Е55 до Дрездена-Праги, уже в Чехии с нее съехать на местные дороги.

Вопреки принятому мнению, самая трудная часть пути -- не по России и Белоруссии, а в Польше от Бреста почти до Варшавы.  В Белоруссии Е30 -- это настоящий автобан с ограничением скорости 120 км/ч по значительной части пути. После Бреста в Польше по сельским дорогам (50/90 днем, 60/90 ночью) придется проехать около 160 км в сторону Варшавы, дальше начнется скоростная платная дорога. После Варшавы она продолжается (около 700 рублей, скорость 140 км/ч -- это та же Е30). 
Таможня.
Проходить таможню разумнее всего в Бресте или Домачево (пропускной пункт к югу от Бреста). На сайте белорусской таможни есть таблица загруженности каждого таможенного пункта и картинка с камер наблюдения. При подъезде к Бресту разумно справиться о загрузке двух названных пунктов (иногда проще позвонить друзьям, чтобы посмотрели на сайте) и принять решение, где проходить таможню. Так же, можно подъехать к пропускному пункту Брест, если там торчит большой хвост, то ехать в Домачево.
Таможня может занять от 30 минут до трех часов, хотя доблестные стражи границы, особенно польские, порой устраивают на пустом месте многочасовые очереди и предсказать такие "итальянские забастовки" невозможно. 

Прохождение автомобильной таможни не вызывает сложностей, если вы не везете с собой топливо, алкоголь и сигареты -- это основной интерес пограничников, так как белорусы этими товарами активно спекулируют. Ваши российские номера сразу многое объясняют -- туристы, чего их трогать? 

Что важно иметь на границе: 
  • Заграничные паспорта для всех с шенгенскими визами
  • Регистрационная карточка на автомобиль
  • Гринкарту на Евросоюз на время поездки 
На что смотрят поляки:
  • Светотехника. Могут попросить продемонстрировать работу всех лампочек наружной индикации и освещения. Лучше иметь запасные лампочки.
  • Резина. Забудьте про шипованные колеса -- в Польше, Чехии и Германии (и много где еще) шипы запрещены.
  • По слухам, могут спросить, где у вас светоотражающий жилет на случай возни на трассе возле машины, видимо. 
  • Как-то спросили, есть ли у нас наличные. В общем-то это не их дело, показываете банковские карты -- вот ваши наличные, а посольству все документы предъявлялись. В Польше злотые, в Германии евро, в Чехии кроны, в Белоруссии зайчики -- на всех не напасешься, а карточки универсальные. 
  • Не включайте противотуманные фары. По польским правилам их нельзя использовать без необходимости, в то время как у нас их часто используют вместо дневных ходовых огней. 
Если выехать из Москвы утром, чтобы не застрять в ближних окрестностях, то вы пообедаете в Белоруссии и к вечеру будете на таможне и, при удачном раскладе, а так же за счет разницы в часовых поясах, окажетесь в Польше часов в 8 вечера.
Ночевать лучше в Польше. Белоруссия сохранила многое от советского прошлого, включая унылый и ненавязчивый сервис. В польских мотелях переночевать выйдет дешевле и проще -- 80-100 злотых (800-1000 рублей) за номер, оплата по карточке, никаких глупостей. Мотели расположены вдоль дороги от Тересполя (Брест), если поедете через Домачево, есть смысл побыстрее вернуться на Е30, там места малонаселенные и дороги хуже.
За таможней Брест-Тересполь есть город Бяла Подляска, там прямо у трассы Макдоналдс, в нем можно оправиться от впечатлений и выйти на связь через Wi-Fi. Дальше по дороге начнутся мотели -- там можно остановиться.

Дороги в Польше узкие, но покрытие хорошее. Часто бывает, что на дороге одна полоса и широкая асфальтовая обочина. Если вы догоняете впереди идущую машину, она мигнет и сворачивает на обочину -- они так пропускают. Не забывайте делать так же, там в общем народ культурный. Лихачить там не стоит, камер понатыкано множество по всем дорогам.

Специфика оплаты дорог в Европе

В каждой стране есть платные дороги, но оплачиваются они по-разному.

  • Белоруссия (100-120 км/ч). Навигатор скажет, что М1/Е30 -- платная дорога. Но не для российских легковых автомобилей. Подъезжаете, шлагбаум открывается, едете дальше. 
  • Польша (140 км/ч). Поборные пункты на скоростной дороге, оплата наличными или карточкой. С карточками проблем не было. 
  • Германия (без ограничений, рекомендованная 130 км/ч, но часто есть ограничения 100-120). Легковые машины ездят бесплатно.
  • Чехия (130 км/ч). Въехав в страну, купите на заправке "дальнячну знамку". Ещё эту наклейку называют "виньеткой". Виньетка на 10 дней, месяц и год стоит соответственно (приблизительно) 10, 15 и 50 евро. Не бойтесь, что вас сразу штрафанут, проверяют эти наклейки на заправках и остановках, в основном, на выезде из страны.

Навигатор

Навигатор вам понадобится в Чехии на местных дорогах и, немного, в Варшаве, т.к. там путь лежит через центр города и можно промахнуться. Кстати, в Польше очень хорошая дорожная навигация -- можно уверенно ездить по дорожным указателям, но в городе проще с электронным помощником.
Включите "платные дороги" -- по бесплатным выйдет дороже и дольше. 
В Чехии сельские дороги узкие, без обочин, местные по ним ездят шустро. Навигатор помогает хотя бы знать о крутизне поворота. В любом случае, держитесь правой стороны, как это ни банально. При сложных метеоусловиях есть все основания осторожничать -- местность рельефная, можно поймать и гололед, и туман, и снег. На дороги часто выходят животные -- косули, ежи, мыши, кошки, зайцы. Помимо них встречаются тракторы и велосипедисты.